Технические работы
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Elside, чебуран  
Legacy of Darkness » Основной раздел » Религия » О религиозном опыте (Е.А.Тоpчинов РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО ПСИХОТЕХНИ)
О религиозном опыте
Gomora

Дата: Воскресенье, 10.10.2010, 00:05 | Сообщение # 1

Ведьма
Сообщений: 1669
Статус: Offline


Обычно под религиозным опытом понимается вся совокупность религиозных чувств и переживаний, таких как переживание обращения, чувство греховности, раскаяние, утешение и т.д...

Теперь представляется возможным сформулировать главный вопрос методологической части данного исследования: какова роль религиозного опыта в формировании самого феномена религии и в каком отношении религиозный опыт находится к другим аспектам религии, прежде всего к ее социальному измерению как феномена социокультурного бытия человечества. После ответа на этот вопрос и краткого знакомства с некоторыми современными психологическими теориями мы сочтем возможным предпринять попытку сформулировать принципы психологического подхода к изучению религии и верифицируем их применимость на конкретном историко-религиеведческом материале...

Пока же, не мудрствуя лукаво и не отдаляя неизбежное, сразу же заявим, что считаем именно религиозный опыт фундаментальной основой феномена религии как такового, именно его мы рассматриваем в качестве первоэлемента религии со всеми ее верованиями, догматами и институтами. Или, что будет точнее, мы считаем, что в основе религии лежат подчас весьма глубинные, подчас и более поверхностные психические переживания или состояния, которые позднее, в рамках уже сложившейся традиции, могут квалифицироваться как религиозный опыт....

Более того, по нашему мнению, которое мы постараемся обосновать, все аспекты собственно психологии религии не только связаны с глубинными трансперсональными переживаниями, но являются по сути своей их проявлением как бы в слабой, "разбавленной" форме, точно так же, как различные таинства и обряды высоко институционализованных религий, независимо от вторичных догматических и теологических их интерпретаций, восходят к тем или иным матрицам или паттернам трансперсонального опыта...

Прежде всего отметим, что само наличие пренатальной и перинатальной памяти, не говоря уже от трансперсональных состояниях, по-новому ставит вопрос о соотношении между мозгом и психикой. Традиционная психология отрицала возможность таковой памяти на том основании, что у новорожденного, и тем более у плода, мозг не зрел и миелинизация кортикальных нейронов не завершена. Хотя – следует оговориться – австрийский психиатр О. Ранк еще в 1927 г. утверждал, что именно перинатальные переживания и память о родовой травме являются подлинной основой психологических комплексов и конфликтов. Необходимо подчеркнуть, что в ЛСД-сеансах имеют место именно воспоминания о перинатальных состояниях, а не аналогичные им галлюцинации, поскольку многое из сообщений пациентов относительно обстоятельств их внутриутробного развития и родов было верифицировано в ходе опроса их родителей или акушерского медперсонала.

С.Гроф выделяет четыре базовые перинатальные матрицы (далее – БПМ), которые характеризуются им со стороны: 1) физиологического процесса, соответствующего им, 2) соответствующих психопатологических синдромов (в случае травмированности), 3) активности фрейдовских эрогенных зон, 4) ассоциативной памяти постнатальной жизни и 5) их переживания на сеансах ЛСД (феноменология сеансов ЛСД).

В нашем очерке мы ограничимся в основном пунктами 1, 5 и, в отдельных случаях, 4 в связи с их релевантностью нашей проблематике.

БПМ I

Первоначальное единство с матерью до начала родов (внутриутробное переживание до начала родов).

Ситуации последующей жизни, когда удовлетворяются основные потребности, такие, как счастливые моменты раннего детства и младенчества; ответная любовь, знакомство с предметами искусства высокой эстетической ценности; плавание в открытом море и чистых озерах и т.п.

Реалистические воспоминания опыта "хорошей матки", "океанический" тип экстаза; переживания космического единства; видения рая.

БПМ II

Антагонизм с матерью (схватки в закрытой маточной системе).

Ситуации, представляющие угрозу выживанию и целостности тела (опыт войны, ранения, операции, случаи удушья, тюремное заключение, подавляющая семейная атмосфера и т.п.).

Огромное физическое и психическое страдание, безысходность, образы ада, апокалиптический мир, концлагерь, инквизиция и т.п.

БПМ III

Синергизм с матерью (проталкивание через родовой канал).

Борьба, драки, рискованные приключения, гонки, бокс, дебоши, сексуальные оргии, изнасилования, роды.

Интенсификация страданий до космических размеров; "вулканический" тип экстаза, убийства и кровавые жертвы, оргиастические чувства и сцены, переживания смерти и воскресения, религии с принесением кровавых жертв (ацтеки, страдания и смерть Христа, культ Диониса) и т.п.

БПМ IV

Отделение от матери (прекращение симбиотического союза с матерью и формирование нового типа отношений).

Благополучное избегание опасных ситуаций (конец войн и революций, выживание после несчастного случая); преодоление препятствий через усилия и борьбу; картины природы (начало весны, конец шторма на море, восход солнца и др.).

Огромная декомпрессия, расширение пространства, видение гигантских залов, струящийся свет и прекрасные тона; чувство второго рождения и искупления; чувство грандиозного и переход к элементам БПМ I; приятные ощущения могут быть прерваны попутным кризисом: острая боль в животе, страх смерти, кастрации и т.п.*

Для БПМ I характерно чувство космического единства, называемого "океаническим" экстазом. Мир представляется как место невыразимого сияния и красоты. Важной вариацией этого переживания является наложение его на трансперсональное состояние отождествления себя с физической вселенной с ее галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд.

Символические образы, сопровождающие переживания БПМ II, покрывают довольно широкий диапазон. Это видение ада, образы Сизифа и Тантала, терзаемый орлом Прометей, а также образ мстительниц Эриний. Библейские темы сводятся к картинам изгнания из рая, а также к переживаниям подвергаемого издевательствам Христа перед распятием и чувству богооставленности.

Символы БПМ III связаны с оргиастическими культами и религиями, практикующими кровавые жертвоприношения. Характерны образы, близкие тематике культа религий доколумбовой Америки, а также видения божеств типа Молоха, Гекаты или Астарты. Присутствуют видения религиозных церемоний, включающих сексуальный элемент и ритмические танцы, от вакханалий древних греков до архаических ритуалов. Из библейских образов присутствуют потоп, жертвоприношение Авраама, египетские казни, разрушение Содома и Гоморры, а также распятие и страдания Христа и переживания чистилища.

Кроме того, присутствуют и видения демонического характера, в которых сочетаются образы извращенного секса, садомазохизма, скатологии и акцент на смерти с элементами богохульства и обратного религиозного символизма.

Религиозный и мифологический символизм БПМ IV богат и разнообразен. Переживание смерти "эго" связывается с образами ужасных божеств, упомянутых выше. Возможно отождествление себя с жертвой богини Кали или с ребенком, брошенным в пламя, пылающее в гигантской статуе Молоха. Сцена возрождения часто связана с отождествлением себя с такими божествами, как Кетцалькоатль или Осирис, а также с другими персонажами, символизирующими смерть и воскресение, – Дионисом, Орфеем, Персефоной и Адонисом. Из библейских тем это смерть и воскресение Христа.

Индивидуум, прошедший через муки родов и переживающий возрождение, преисполнен чувств торжества и триумфа, выражающихся в видениях победы над разными мифологическими монстрами (св. Георгий, побеждающий дракона, Тезей, побеждающий Минотавра, Митра, убивающий быка в священной пещере, и т.п.).

Характерны видения сияющего света, исходящего из божественного источника. С этим связана и суперпозиция перинатальных и трансперсональных переживаний (переживание слияния с Богом или Абсолютом, растворение "я" в бесконечном сознании, единство с архетипической Великой Матерью (иногда в виде Исиды или других великих богинь) или присутствие на пиру олимпийских богов с вкушением нектара и амброзии).*

* Гроф С. Области человеческого бессознательного. С. 103-145.


Ты когда-нибудь поймешь , Карлито, как мы бесконечно одиноки .

[ GE ]
Elside

Дата: Воскресенье, 10.10.2010, 00:58 | Сообщение # 2

Князь
Сообщений: 4660
Статус: Offline


Никогда не любил психоанализ как науку.

Ты что, расслабиться сюда родился? (с)

[ RU ]
Gomora

Дата: Воскресенье, 10.10.2010, 14:13 | Сообщение # 3

Ведьма
Сообщений: 1669
Статус: Offline


А вот это зря ... ответь мне на вопрос - почему именно сатанизм , чем он привлекателен для тебя ?

Ты когда-нибудь поймешь , Карлито, как мы бесконечно одиноки .

[ GE ]
Elside

Дата: Воскресенье, 10.10.2010, 14:32 | Сообщение # 4

Князь
Сообщений: 4660
Статус: Offline


Quote (Gomora)
А вот это зря

Не, я не против психоанализа, как метода познания.
Но ставить его в разряд научного метода - откровенный бред.
Это не научный метод, это искусство или талант, которые не свойственны научному сознанию.

Quote (Gomora)
почему именно сатанизм

С точки зрения оккультной физиологии у меня неразвитые чакры отвечающие за ощущение единства с чем-либо, целостности чего либо. А с точки зрения психологии меня, что называется, недолюбили. Отсюда тяга к Сатанизму как воплощяющему архетип "части отпавшей от целого, одинокой, отверженной, непонятой, иной чем всё окружающее". Мой сатанизм это реализация этого моего архетипа и обработка его до идеального.


Ты что, расслабиться сюда родился? (с)

[ RU ]
Gomora

Дата: Воскресенье, 10.10.2010, 18:45 | Сообщение # 5

Ведьма
Сообщений: 1669
Статус: Offline


Quote (Elside)
Но ставить его в разряд научного метода - откровенный бред.

ну конечно , Фрейд и Юнг несли откровенный бред . А искать у себя "неразвитые чакры отвечающие за ощущение единства с чем-либо " по твоему не диагноз ?

Quote (Elside)
С точки зрения оккультной физиологии у меня неразвитые чакры отвечающие за ощущение единства с чем-либо, целостности чего либо. А с точки зрения психологии меня, что называется, недолюбили. Отсюда тяга к Сатанизму как воплощяющему архетип "части отпавшей от целого, одинокой, отверженной, непонятой, иной чем всё окружающее". Мой сатанизм это реализация этого моего архетипа и обработка его до идеального.

Не находишь , противоречие в том , что бы " ощущение единства с чем-либо, целостности чего либо" искать в архетипе "части отпавшей от целого, одинокой, отверженной, непонятой, иной чем всё окружающее " и тем более доводить этот маразм до совершенства ?


Ты когда-нибудь поймешь , Карлито, как мы бесконечно одиноки .

[ GE ]
Elside

Дата: Воскресенье, 10.10.2010, 19:04 | Сообщение # 6

Князь
Сообщений: 4660
Статус: Offline


Quote (Gomora)
ну конечно , Фрейд и Юнг несли откровенный бред

Я написал то, что написал. А не то, что ты услышала)

Quote (Gomora)
искать у себя ... по твоему не диагноз?

Нет, я же не ставлю это в разряд научного метода.

Quote (Gomora)
Не находишь , противоречие в том

Не нахожу. Я разве говорил, что собираюсь искать "ощущение единства с чем-либо, целостности чего либо"?


Ты что, расслабиться сюда родился? (с)

[ RU ]
Listik

Дата: Пятница, 18.02.2011, 16:30 | Сообщение # 7

Тень
Сообщений: 15
Статус: Offline


"Для БПМ I характерно чувство космического единства, называемого "океаническим" экстазом. Мир представляется как место невыразимого сияния и красоты. Важной вариацией этого переживания является наложение его на трансперсональное состояние отождествления себя с физической вселенной с ее галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд."

Вот это моя стихия)))

Добавлено (18.02.2011, 16:30)
---------------------------------------------
Спасибо за столь познавательную статью:)


Успех в жизни зависит от совести и порядочности. У кого их нет - у того и есть успех. )

[ UA ]
Legacy of Darkness » Основной раздел » Религия » О религиозном опыте (Е.А.Тоpчинов РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО ПСИХОТЕХНИ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2023