Вы записаны как 54.159.94.253 [ Написать письмо администрации ][ RSS ]
Форум · Библиотека · Интрипедия · Галерея · Новые сообщения · Участники · Правила · Поиск Регистрация · Вход

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Elside, чебуран, Punch  
Legacy of Darkness » Основной раздел » Непознанное » Искусственная деформация черепа
Искусственная деформация черепа
Elside

Дата: Воскресенье, 01.08.2010, 21:52 | Сообщение # 1

Князь
Сообщений: 4660
Статус: Offline


Искусственная деформация черепа
как форма политической анатомии
А.А.Зайченко (Саратов)

Представляется, что политики тела[1] и политическая анатомия [2], как способы, которыми институты, группы и индивиды распоряжаются человеческим и телами, то есть способы управления людьми, и такие типы политических технологий, как анатомо-политики тела, имеющие дело с телами индивидов, и био-политики народонаселения, занятые коллективным телом популяции, окончательно сложившись на Западе в Новое время, имеют более широкие хронологические рамки, чем принято считать. Ярким примером этого является традиция преднамеренной искусственной деформации черепа человека.

Искусственная деформация черепа представляет собой результат длительного внешнего механического воздействия на растущую голову. Непосредственным толчком к осознанию возможности преднамеренно деформировать череп, очевидно, явились многочисленные случаи непреднамеренной затылочной деформации, которая, таким образом, стала первой ступенью на долгом пути развития и совершенствования методов умышленной и целенаправленной искусственной деформации черепа.

Наиболее распространенным был следующий способ деформации. На голову растущего ребенка одна горизонтальная повязка накладывалась через лоб и затылок. Вторая – вертикальная – проходила почти перпендикулярно первой через верхнюю часть свода черепа. Иногда накладывалась дополнительная вертикальная повязка кзади от предыдущей. Одна или обе вертикальные повязки закреплялись под нижней челюстью, где соединялись с горизонтальной. Эта система повязок придавала голове очень характерную “фаллическую” форму с покатым лбом, выступающим назад теменем и плоским затылком. Существовали, впрочем, и другие способы деформации черепа.

К истории изучения искусственной деформации черепа

Первые искусственно деформированные черепа были найдены в Перу и описаны в начале XIX века. Европейские ученые сразу же отнесли их к многочисленным диковинкам тогда еще нового Нового Света. Но в 1820 году череп со следами искусственной деформации был найден в Австрии. Он попал во владение графа Брейнера, который разослал слепки с него в разные музеи Европы под названием “череп авара”. Поводом для этого послужило то обстоятельство, что череп был найден рядом с укреплением, которое приписывали аварам. Впрочем, были и другие мнения относительно происхождения этого черепа. После его первого описания шведским антропологом и анатомом Адольфом Ретциусом, один известный путешественник высказал соображение, что это – перуанский череп, случайно попавший в Австрию. Однако, аналогичный череп был найден в каменоломнях близ Вены в 1846 году. А уже в 1853 году оба этих австрийских черепа были описаны как “черепа аваров”. Многие ученые искали и, естественно, находили доводы для подтверждения правильности этого случайно возникшего названия. Впрочем, после находок искусственно деформированных черепов в других районах Западной Европы, их стали приписывать “сарацинам”, “франкам”, “гельветам”, “кельтам”, “готам”, “гуннам”, “татарам” и т.д.

В первой половине XIX века искусственно деформированные черепа, найденные в пределах России, были практически неизвестны ученым Западной Европы. Лишь в 1860 году вышло исследование К.Э.Бера, в котором автор описал три деформированных черепа из Керчи (отдавая дань общепринятому мнению, К.Э.Бер доказывал, что эти черепа принадлежат аварам). Но кем, когда и даже где они были найдены, остается загадкой. Известно только, что они появились в Керченском археологическом музее вскоре после его открытия в 1826 году. Образованный француз археолог-любитель начальник керченской таможни Дебрюкс указал на их принадлежность древнему племени “макрокефалов”, описанному Гиппократом. В 1832 году заезжий путешественник Дюбуа де Монпере приписал их (а почему бы и нет?) “киммерийцам”. Позже Дюбуа де Монпере обвинил известного своей честностью Дебрюкса в том, что тот якобы украл и продал один из этих черепов в Мюнхенский музей. Директор Керченского музея выступил в защиту Дебрюкса и сделал весьма прозрачные намеки относительно самого Дюбуа де Монпере. На этой печальной истории, лишний раз подтверждающей, что вокруг научных проблем могут возникать события, весьма далекие от науки, пожалуй, можно было и не останавливаться. Но приведенный пример подтверждает, что каждая находка (и пропажа) искусственно деформированного черепа рассматривалась в XIX веке как событие. Именно это обстоятельство сыграло большую роль в изучении распространения обычая искусственной деформации. В 1867 году были найдены два деформированных черепа близ устья Дона, а в 1880 году – на берегу Волги около Самары. Правильная датировка этих трех находок позволила антропологу Д.Н.Анучину уже в 1887 году высказать предположение о распространении этого обычая из Заволжских степей в Европу. В дальнейшем эта гипотеза блестяще подтвердилась.

В исследованиях отечественных антропологов, посвященных проблеме искусственной деформации черепа, можно выделить два этапа. Первый этап завершился обобщением всех известных в то время данных в фундаментальной работе Д.Н.Анучина “О древних искусственно деформированных черепах, найденных в пределах России” (1887)[3] Итогом второго этапа стала работа Е.В.Жирова (1940)[4], в которой автор проанализировал все вновь накопленные данные по этой проблеме. Сообщения, посвященные искусственной деформации черепа или косвенно затрагивающих эту проблему за последний более чем полувековой период, проанализированы и обобщены с использованием современных методов исследования, последних достижений краниологии, археологии и социально-этнической психологии автором данной статьи[5]

Результаты, полученные при исследовании искусственно деформированных черепов, представляют для краниологов большой интерес в связи с тем, что искусственная деформация черепа человека может рассматриваться как уникальный эксперимент, позволяющий выявить основные закономерности формообразования черепа. Кроме того, детальное освещение проблемы искусственной деформации черепа может помочь решению ряда вопросов, стоящих перед археологами и историками. Так, в частности, картографирование мест находок черепов с искусственной деформацией способствует выявлению территории расселения кочевых племен Средней Азии (Ходжайов Т.К., 1966, 1983)[6], передвижения позднесарматских племен в Западной Европе в эпоху Великого переселения народов (Кузнецов В.А., Пудовин В.К., 1961)[7].

Существуют отдельные сообщения о возможной преднамеренной искусственной деформации черепа неандертальцами[8]. Однако, вероятно все же наиболее древние искусственно деформированные черепа относятся к неолиту (Иерихон, Хирокития), халколиту (Библ, Сейн-Хоюк), железному веку (Лахиш). Найденные на территории Ливана, Кипра и Крита черепа с искусственной деформацией датируются VII-II тысячелетиями до н.э. и являются исключительно женскими (Ozbek M., 1974)[9].

Остров Кипр лежит лишь на расстоянии одного дня морского путешествия от Библа. В результате сравнительного исследования 15 мужских черепов , датируемых 8140±120 лет, которые были найдены при раскопках поселения в 10 км южнее залива Хайфа, сделан вывод о возможной первой колонизации Кипра неолитическими племенами ближневосточного побережья. Необходимо отметить, что, согласно Дж.Фрэзер (1984)[10], именно Библ (Библос) в Сирии и Пафос на Кипре являлись “центрами действия мифа об Адонисе и торжественного ритуала этого Бога”. Обряды поклонения Адонису-Ваалу “имели такое поразительное сходство с культом Осириса, что некоторые жители этих мест отождествляли Адониса с Осирисом”. Однако ведущим и наиболеее распространенным на Ближнем Востоке являлся культ Великой богини материнства и плодородия. Жители Библа и Пафоса поклонялтсь Афродите, вернее ее семитическому двойнику – богине Астарте. При этом Библ являлся не только одним из экономических и культурных центров Восточного Средиземноморья, но и “считался местом священным, религиозной столицей” и “славился святилищем Астарты (Балаат), где посреди открытого двора, окруженного крытыми галереями,…, возвышался конусообразный обелиск, священный символ богини”. Великую Богиню-Мать, воплощавшую в себе производящие силы природы, в Западной Азии почитали под разными именами, но всегда изображали в виде простого белого конуса. Связанные с ней миф и ритуал оставались, по существу, одинаковыми. Один раз в год для обеспечения плодородия земли, плодовитости людей и животных в спутники богине давали возлюбленного – ритуального божественного жениха-Адониса, в роли которого выступал царь. Он вступал в инцестуозные отношения с храмовыми жрицами, игравшими роль Астарты, на деле являвшимися дочерьми царя. Дети, родившинся в результате этой связи, рассматривались как сыновья и дочери божества и должны были со временем стать родителями богов и богинь. То есть все святилища, где практиковалась подобная ритуальная проституция, насчитывали много таких человекобогов – отпрысков священного царя.

Возможно для уподобления жриц Астарты и их дочерей символу богини их голове и придавалась конусообразная форма. Широкое распространение этого обычая в Средиземноморье подтверждает изображение дочерей Эхнатона в росписи из Амарны. Головы царевен явно деформированы. Поскольку до времени правления Эхнатона свидетельств искусственной деформации в Египте нет, можно предположить связь этого обычая с реформами Эхнатона (ок. 1372-1354 гг. до н.э.). При этом культ Астарты получил развитие в Египте со времен XVIII династии (ок. 1567-1320 гг. до н.э.).

Фаллическая форма конусообразного обелиска богини и, следовательно, искусственно деформированной головы ее жриц, объясняется тем, что фаллос, являясь символом доступного индивидам разных полов удовольствия, тем не менее демонстрирует социальное превосходство мужчины над женщиной (Некрасов С.Н., Возилкин И.В., 1991)[11]. Как отмечает Э.Фромм (1986)[12], эрекцию нельзя подделать или изобразить, ею нельзя владеть как собственностью. Фаллос является свидетельством принадлежности полу господ.

Самые ранние единичные случаи искусственной деформации черепа в Средней Азии относятся к V-III вв. до н.э. (Трофимова Т.А., 1968) [13]. При этом деформированные черепа принадлежат исключительно женщинам. Деформация черепа сначала практиковалась в сакских племенах Южного Приаралья и лишь со 2 в. до н.э. распространяется на центральные районы Средней Азии (Ходжайов Т.К., 1983)[6]. В начале нашей эры этот обычай был уже широко распространен в Средней Азии, откуда он проникает в сарматские племена в результате контактов последних с сако-массагетскими племенами. Этому способствовали активные торговые и религиозные связи сарматов с населением Ближнего Востока, которые осуществлялись через Среднюю Азию, а также миграции отдельных иранских племен. Решающая же роль в распространении этого обычая в сарматских племенах принадлежит, очевидно пережиткам матрилинейности у сарматов.

Представляется, что ритуальные скульптуры савроматов (предшественников сарматов) – каменные стеллы с тщательно обтесанным концом (и резко контрастирующие по своей схематичности и грубости с искусными изделиями из камня, кости и металла) – все те же фаллические конусообразные обелиски Великой богини материнства и плодородия – Астарты-Балаат.

Проникнув в сарматские племена, обычай попал на чрезвычайно благодатную почву: разнородный этнический состав племен, большая текучесть в них, необходтмость обособления в условиях растущей опасности нашествия кочевых племен гуннского союза способствовали быстрому распространению обычая. Если в сарматских захоронениях I в. до н.э. - I в. н.э. искусственно деформированы 35,7%, то есть треть черепов, то в захоронениях позднесарматского этапа (II-IV вв. н.э.) деформированы уже 88% черепов (Фирштейн Б.В., 1970)14. Это позволяет cчитать искусственную деформацию черепа одним из наиболее выразительных и важных признаков позднесарматского населения Поволжья (Смирнов К.Ф., 1959)[14]. Позднесарматский этап кроме массового распространения обычая искусственной деформации черепа характеризуется также стандартизацией погребений, что свидетельствуют о завершении создания сарматами единой общности – союза племен к середине IV века н.э.

Подхваченные неудержимой волной движения гуннов сарматы – первые европейские племена, встретившиеся на пути гуннов, - как истинные кочевники стремительно двинулись на запад. Где только потом не появлялись сарматы (или, как их теперь все чаще называли по названию одного из племен, аланы) со странными, наводившими на врага ужас башнеобразными головами. Для информации об их движении больше подходит “телеграфный стиль”. 371 год – нападение на остготов Северного Причерноморья. 375 год – переход через Дунай. 378 год – битва при Адрианополе на стороне готов. 402-405 годы – война с германскими племенами. 406 год – переход через Рейн, битва с франками, вторжение в Галлию. В 414 году часть алан, осевшие в Галлии, на стороне римлян защищают Бордо от вестготов, а в 451 году участвуют в Каталуанской битве. Другая часть алан, ушедшие в Испанию в 409 году, разгромлены вестготами в 429 году. Их остатки, впрочем довольно значительные (несколько десятков тысяч, из них несколько тысяч воинов) вместе с вандалами переправляются в Африку, где в 533-534 годах разгромлены византийской армией. Где только не гибли выходцы с Приуральских и Поволжских степей: в ущельях Кавказа и горах Крыма, на цветущих берегах Черного моря, Дона, Дуная и на холодном льду далекого Рейна, на зеленых холмах Галлии и в жарких песках Северной Африки.

Керченские“макрокефалы” и деформированные черепа из могильников Кавказа относятся, в основном, к II-VII вв. н.э. (Жиров В.П., 1940)4. Искусственно деформированные черепа с территории Северной Молдавии, Болгарии, Чехии и Словакии, Венгрии, Германии, Швейцарии и другие европейские находки относятся, в основном, к эпохе Великого Переселения народов. Большинство авторов считают, что на территорию Франции обычай искусственной деформации черепа был привнесен не ранее V в. н.э. из Центральной Европы.

Следует отметить, однако, мнение P.Messeri et al. (1963)[15], которые, отталкиваясь от своего утверждения о том, что обычай искусственной деформации черепа на территории Франции отмечается с эпохи неолита, считают, что в Западной Европе его не обязательно связывать с приходом каких-либо групп извне.

Подробную картографию находок искусственно деформированных черепов IV-V вв. н.э. в Европе произвел J.Werner (1956), карты которого приводятся в работе В.А.Кузнецова и В.К.Пудовина (1961)7. Известна находка искусственно деформированного женского черепа, датируемого 500-600 гг. н.э., в одном из могильников Англии. Единичные черепа с искусственной деформацией из Франции и Польши относятся к XI-XIII вв. н.э. Это указывает на возможное длительное сохранение практики преднамеренной искусственной деформации в отдельных районах, возможно как семейной традиции. Однако, как правило, искусственная деформация черепов в Европе начиная c IX века н.э. по настоящее время чаще всего связана с особенностями ухода за младенцами (например, использованием колыбелей типа “бешик” с мочеотводящим устройством) и не носит преднамеренного характера (Рычков Ю.Г., 1957)[16]

Кроме Ближнего Востока, Средней Азии и Европы искусственно деформированные черепа находят также на территории Перу, Чили, Мексики, Эквадора, Северной Америки, Кубы, Антильских островов, Меланезии и в других районах. Наиболее древние из них относят ко II тысячелетию до н.э (Grupe G., 1982, 1984, 1986)[17]. “Американский” и “евразийский” типы деформации в большинстве случаев аналогичны. Это дает повод к возникновению “сумасшедшей гипотезы” о проникновении данного обычая в Америку с берегов Средиземного моря. Впрочем, в настоящее время эта гипотеза кажется только чуть более вероятной, чем утверждение Ленгоссека (XIX в.) о том, что обычай искусственной деформации заимствован “татарами” у первобытных жителей Америки.

Возникновение и широкое распространение в определенные исторические эпохи обычая искусственной деформации черепа требуют своего объяснения с позиций социально-этнической психологии. Искусственная деформация черепа может быть отнесена к этническим добровольно наносимым увечьям (Chippaux C., 1982)[18]. Их происхождение восходит к палеолиту и может рассматриваться как проявление или, скорее, отголосок культа черепов (Koenigswald G.H.R., 1979)[19], в основе которого лежат представления о магической силе, заключенной в них (Schott L., 1979)[20]. Известны многочисленные следы “охоты за головами”, захвата черепов как трофеев и использования в качестве чаш и амулетов (Schott L., 197917; Елинек Я., 1982[21]; Сперанский В.С., 2002[22]).

Из обширной географии находок, свидетельствующих о культе черепов (от Баварии до Новой Гвинеи), обратим внимание на Восточное Средиземноморье, как район, который предположительно явился местом возникновения обычая искусственной деформации черепа. Как отмечает В.А.Шнирельман (1984) [23], обряд отделения черепов при захоронении возник в этом районе не позднее VIII тысячелетия до н.э. При этом описанный автором моделированный глиной и окрашенный череп со вставленными в глазницы раковинами является женским, что рассматривается автором как аргумент существования у местных обществ матрилинейности. В захоронениях неолита Иерихона, где находят относящиеся к VII тысячелетию искусственно деформированные черепа, обнаружены также черепа с вылепленными на них масками (Авилова Л.И., 1986)[24], что является подтверждением близости культа черепов и обычая его искусственной деформации. Древнейшие черепа с искусственной деформацией из Библа (IV-II тыс. до н.э.), как и моделированные глиной, украшенные черепа, принадлежат женщинам, ни на одном из мужских черепов следов деформации не обнаружено (Ozbek M., 1974)9. Первые черепа с искусственной деформацией с территории Средней Азии (V-III вв. до н.э.) также являются женскими (Трофимова Т.А., 1968)11. Античные авторы оставили многочисленные свидетельства о высокой социальной роли женщин у савроматов, их изображения в характерных головных уборах сохранились в вазовой живописи VI в. до н.э. Представляется, что возникновение обычая искусственной деформации черепа женщин на территории Восточного Средиземноморья и распространение этого обычая в Средней Азии, помимо вышеописанных причин, могло быть связано с обособлением полов в эпоху распада родовой организации. Нельзя представить себе “мужские союзы” и “мужские дома” без их противопоставления женским (Поршнев Б.Ф., 1979)[25].

Если распространение обычая искусственной деформации черепа среди населения Средней Азии шло в традицирнном русле деформации женских черепов, то массовая, независящая от пола, практика искусственной деформации черепа в сарматских племенах объясняется тем, что этот обычай, очевидно, выполнял функцию сознательного идеологически мотивированного взаимного уподобления людей различной этнической принадлежности в целях создания единой общности - союза племен. Деформированные сарматские черепа относятся к разным антропологическим типам, на основании чего В.В.Гинзбург и Жиров Е.В. (1949)[26] делают заключение о том, что обычай искусственной деформации не был связан с отдельным этническим компонентом. Возникновение и распространение этого обычая подтверждает правильность основных принципов социально-этнической палеопсихологии и, с другой стороны, находит свое объяснение в них: психическая сторона любой общности людей определяется двуединым психическим явлением, которое может быть обозначено выражением “мы и они”. “Мы” формируется взаимным уподоблением людей внутри общности. Одновременно формируется и “они” – путем отличения своей общности от других, ограничением уподобления (Поршнев Б.Ф., 1979)[27].

Таким образом, в сарматских племенах искусственная деформация черепа является орудием биовласти, инструментом искусства управления популяцией, нацеленным на управление индивидом путем достижения изоморфизма (от греч. isos –одинаковый, равный, подобный; morphe – форма) – равноформия, равноликости, однообразия объектов разных сущностей.


Ты что, расслабиться сюда родился? (с)

[ RU ]
Legacy of Darkness » Основной раздел » Непознанное » Искусственная деформация черепа
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

2008-2010 RR Group